?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Главной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

pavilion

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет.  Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей.  Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов. 

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире.  Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом.  С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения. Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.  


Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет  - основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий - тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью.  Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку.  Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света,  тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:
  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый

lighting-diagram-1344383933

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

223202
фронтальное освещение


223203
передне-диагональное освещение (рисующий свет слева)


223204
боковое освещение (рисующий свет слева)



223205
задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)


223206
контровый свет 

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера - модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко - тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.  

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

223207
верхний свет


223208
нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1–1,5 ступени ярче, чем другие источники.  Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет – источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель - подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.



245965

слабое заполнение теней

245964

среднее заполнение теней

245963

сильное заполнение теней



Моделирующий свет – узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.).  Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет – источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света - стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.). Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства. То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника  рисующего света. 

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

238969

один источник света (рисующий)

238970

два источника света (рисующий и заполняющий)

238971


три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

245966

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

lighting-diagram-1344380529



Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света ( сильное или слабое заполнение теней).  И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя. 

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
y_marina
Aug. 8th, 2012 07:36 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно и наглядно!
fotomeridian
Aug. 8th, 2012 11:11 am (UTC)
спасибо ))
Андрей Кузьмин
Nov. 5th, 2018 08:36 am (UTC)
Уроки фотографии
Спасибо за действительно интересную информацию. Один из немногих уроков, который реально помог разобраться с установкой света в студии.
Женя Артёмчик
Jan. 14th, 2019 09:54 am (UTC)
действительно клёвая статья
( 4 comments — Leave a comment )